Эффект памяти поможет строить более прочные мосты

Удары зем­ле­тря­се­ний раз­ру­шают совре­мен­ные мосты, нанося серьез­ный ущерб транс­порту и инфра­струк­туре. В насто­я­щее время тех­но­ло­гия ремонта с исполь­зо­ва­нием спла­вов с памя­тью формы может сде­лать опоры моста проч­нее, чем когда-либо.

Мосты, как пра­вило, вос­ста­нав­ли­вают либо с помо­щью листов арми­ро­ван­ного поли­мера, либо с помо­щью бетон­ного “ман­жета”. Несмотря на то, что арми­ро­ван­ные листы можно  быстро уста­но­вить, ремонт может занять по мень­шей мере неделю, из-за засты­ва­ния смо­ли­стого мате­ри­ала, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щего тре­бу­е­мую проч­ность опоре. Бетон­ные упроч­не­ния, с дру­гой сто­роны, тре­буют несколько дней стро­и­тель­ных работ для установки.

Команда во главе с Андра­ве­сом Бас­сем (Bassem Andrawes), из уни­вер­си­тета штата Илли­нойс в Урбана-Шампейне, раз­ра­ба­ты­вает метод вос­ста­нов­ле­ния на основе сплава с памя­тью формы (СПФ). Мате­риал “запо­ми­нает” преды­ду­щую форму и вос­ста­нав­ли­вает ее при нагре­ва­нии. Пер­вый этап ремонта заклю­ча­ется в уда­ле­нии сво­бод­ного бетона из повре­жден­ной опоры и замене его на спе­ци­аль­ный раствор.

Затем спи­раль­ная про­во­лока из никель-титанового сплава нио­бия обо­ра­чи­ва­ется вокруг колонны. Про­вод рас­тя­нут, но снова сжи­ма­ется при нагре­ва­нии паяль­ной лам­пой, эффек­тивно дей­ствуя как тер­мо­уса­доч­ная пленка для повре­жден­ной опоры. Это ока­зы­вает дав­ле­ние на опору и укреп­ляет ее.

Метод укреп­ле­ния был про­те­сти­ро­ван на опо­рах на две трети меньше обыч­ного раз­мера, и ремонт занял менее 15 часов. Испы­та­ния пока­зали, что опоры были вос­ста­нов­лены в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние. Соот­но­ше­ние пла­стич­но­сти, в кото­ром опи­сы­ва­ется спо­соб­ность опоры выдер­жи­вать даль­ней­шее повре­жде­ние, было выше, чем после ремонта, когда колонна была впер­вые построена.

В бли­жай­шие несколько меся­цев спи­рали будут уста­нов­лены в одном или несколь­ких авто­мо­биль­ных мостах по указу Депар­та­мента транс­порта Илли­нойса для про­верки проч­но­сти СПФ.

Дру­гие методы нуж­да­ются в уме­лых рабо­чих и вре­мени, дней или недель, в то время как эта новая тех­ника не тре­бует навы­ков и СПФ спи­рали могут быть смон­ти­ро­ваны и нагреты в тече­ние несколь­ких часов”,- гово­рит Андравес.

Дэвид Грант (David Grant), уче­ный мате­ри­а­ло­ве­де­ния из Уни­вер­си­тета Нот­тин­гема, Вели­ко­бри­та­ния, гово­рит, что экс­тре­маль­ные тем­пе­ра­туры могут иметь зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на СПФы.

Было бы инте­ресно посмот­реть, как дол­го­сроч­ное вос­ста­нов­ле­ние напря­же­ния выпол­ня­ется в дли­тель­ный период вре­мени, осо­бенно в холод­ном кли­мате, где тем­пе­ра­тура ниже нуля”,- гово­рит он.

© 2012 Мир Инно­ва­ций

Похожие новости

Ответить

Фотогалерея

Войти